Идиотизм

стр. 4

Помимо дивидуума для описания идиота, приходящего на смену субъекту или индивидууму, подходит введенное Делезом понятие «ризома». Ризому можно считать промежуточным состоянием идиота между индивидуумом и дивидуумом. Идиот, как ризома, может обладать несколькими внешними проявлениями и иметь надличностную структуру. Будучи единственным, он, тем не менее, имеет несколько личностей как свои органы, по аналогии с грибницей, то есть с отдельными, разного возраста и разного вида внешними органами-грибами, объединенными одним все пронизывающим внутренним единством — самой грибницей. Став плоской ризомой-грибницей, постчеловек лишается свой глубины: как внутренней духовной, так и внешней социальной жизни. Далее, по мере усиления доминирования идиотической парадигмы, плоскость ризомы редуцируется в линию, стремящуюся к точечному состоянию абсолютного идиота.

Новая свобода, определенная Хайдеггером, как самоудостоверение человека в себе как сущем в опоре только на самого себя, в своем крайнем проявлении формирует основу идиотического состояния человека. Идиот отметает возможности какого-либо иного мерила истины, особенно истины существования самого себя. Он отрицает традиционную достоверность божественного спасения, как мерила истины. Он теперь пренебрегает и достоверностью практического опыта, который недавно был мерой истинности любых проявлений модерна, в первую очередь научного познания.

С приходом идиотизма окончательно исчезают смыслы. Этот процесс начался ещё при модерне, как результат низложения сверхчувственного, о чем пишет Хайдеггер: «Сверхчувственное становится несостоятельным продуктом чувственного. А чувственное вместе с таким снижением своей противоположности изменяет своей собственной сущности. Низложение сверхчувственного устраняет и то, что просто чувственно, и вместе с тем устраняет их различие. Низложение заканчивается бессмысленностью». Так появляются бессмысленные вещи, которыми занимаются идиоты от бесцельности и бессмысленности своей жизни.

Мир модерна, достигнув максимума плотности и твердости, при наступлении идиотической парадигмы начинает растворяться в процессе виртуализации. Не только естественные, но и искусственные технические предметы исчезают в виртуальном мире. Результатом этого процесса становится потеря человеком своих существенных качеств.

Доминирование стороны Смертных при идиотизме не означает, что человек, как Смертный воссиял в бытии. Напротив, умертвив Бога, он остался один под безразличным Небом на пустынной Земле. Он утратил свою суть Смертного, он перестал осознавать смерть. В скудные времена даже смерть скрывается от человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *