Иммерсивная телесность

leap motion

Согласно концепции зрительного восприятия Джеймса Гибсона, являющейся теоретическим осмыслением иммерсии, человек схватывает себя и окружающее сущее как единое. Это проявляется в акте зрительной кинестезии, то есть комплексе изменении оптической структуры при движении, в котором одинаково важную роль играют как глаз, так и тело, а именно: доминирующие в поле зрения нос и руки. Можно сказать, что органом зрения является система глаз-нос-руки. Нос, несмотря на кажущуюся «невидимость» для его хозяина – субъекта зрительного восприятия, является абсолютной точкой отсчета расстояния;  руки участвуют в определении  положения тела в пространстве, позволяя воспринимающему субъекту осуществлять ориентацию в пространстве и определять масштаб окружающих объектов [Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию, 1988].

vrnosetuscany

При рассматривании произведений изобразительного искусства человек воспринимает их естественным образом,  как отдельные объекты внешнего мира. Оказавшись в пространстве псевдо-виртуальности, при погружении в компьютерную игру человек, воспринимает экран дисплея, с одной стороны, как объект окружающего мира, а с другой — как искусственно созданное устройство, репрезентирующее иные объекты.
Находясь в состоянии иммерсии, субъект перестаёт воспринимать экран.  Таким образом,   двойственность восприятия симулируемого мира исчезает.  Если иммерсивный шлем не позволяет субъекту в процессе  зрительного восприятия видеть части своего собственного тела — в первую очередь, нос и руки, то само восприятие становится дефектным, что приводит к быстрой утомляемости, а подчас, и к неприятным физиологическим последствиям – развивается состояние, напоминающее так называемую морскую болезнь.
Таким образом, иммерсия требует репрезентации тела пользователя внутри виртуальной реальности для обеспечения не только полноценного зрительного восприятия, но и для подтверждения своего присутствия-в-мире (Dasein).

Нос

Феномен иммерсивной телесности учли исследователи из Purdue University, которые предусмотрели в своих программах 3D-визуализацию носа пользователя. Проведя психолого-физиологические эксперименты, ученые доказали, что наличие «виртуального» носа помогает испытуемым снизить уровень утомляемости, и само пребывание в виртуальной реальности протекает без ярко выраженных физиологических нарушений. При этом мозг моментально адаптируется, так что участники эксперимента, как и в реальном мире, «не видели» нос в своем поле зрения и даже удивлялись его наличию в иммерсивном контенте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *